Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 23.04 93.25 -0.189
EUR 23.04 99.36 -0.2149
Архив номеров

США препятствуют расследованию крушения своего самолета в Киргизи

21:13 15.05.2017 16+

3 мая 2013 года самолет-топливозаправщик ВВС США Boeing KC-135 Stratotanker, принадлежащий Центру транзитных перевозок ВВС США в международном аэропорту "Манас" в Бишкеке (Киргизия), пропал с экранов радаров. Через некоторое время в МЧС республики поступила информация от местных жителей, которые видели, как американский военный самолет взорвался в воздухе и упал между селами Чорголу и Чолок-Арык Панфиловского района Чуйской области.

На следующий день после крушения спасатели обнаружили тела двух членов экипажа, а 6 мая пресс-служба Центра транзитных перевозок (ЦТП) "Манас" ВВС США обнародовала имена всех трех погибших членов экипажа американского самолета: капитан Марк Т.Восс, капитан Виктория А.Пикни и техник-сержант Герман Маки.

Стоит особенно отметить, что 11 мая спасатели МЧС Киргизии по просьбе американской стороны приостановили поиски "черных ящиков" заправщика, а также останков третьего члена экипажа. По словам киргизских чиновников, причина просьбы неизвестна. Так же как и причина аварии самолета, хотя одной из возможных причин могли стать грозовые облака. Как сообщили очевидцы, самолет взорвался и стал разваливаться еще в воздухе. Его обломки разбросало по земле в радиусе нескольких километров. По данным киргизских властей, на борту воздушного танкера находилось около 79 тонн топлива.

Премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев поручил создать специальную комиссию по изучению причин крушения самолета, председателем которой назначен глава минтранспорта республики Калыкбек Султанов.

Однако после того как самолет ВВС США потерпел крушение на территории Киргизии американцы не дают властям республики расследовать обстоятельства крушения. Ряд журналистов поспешили предположить, что американские власти делают это неспроста и, возможно, что-то пытаются скрыть от своих киргизских коллег.

Ситуация стала еще более "деликатной" после того как американцы не дали следствию провести экспертизу тел погибших пилотов. Об этом ИА "24.kg" сообщили в следственно-оперативной группе, созданной по решению правительственной комиссии Киргизии. Отмечается, что, несмотря на обещания американской стороны не мешать, а содействовать расследованию авиационного происшествия, официальные лица ТПЦ "Манас" приняли решение забрать тела погибших летчиков.

Александр Кули, доктор политических наук, профессор Колледжа при Колумбийском университете, написавший книгу об осуществлении договоров о функционировании иностранных военных баз, заявил, что в официальных договоренностях между США и Киргизией четко не прописан вопрос о юрисдикции в подобных ситуациях. Но обычно юрисдикцией над местом крушения обладает страна, пользующаяся базой, и только в том случае, если инцидент имел место в рамках осуществляемой этой базой миссии.

Он привел в качестве примера схожий случай на американской базе "Окинава" в 2004 году, когда базировавшийся там вертолет потерпел крушение и американская сторона опечатала место крушения, вызвав тем самым гнев японских политических деятелей и активистов. Кули отмечает, что хотя США имеют право получить юрисдикцию над проведением расследования, но в обстоятельствах, когда присутствие базы является взрывной и деликатной темой - как в случае с Киргизией - подобный шаг может создать проблемы.

"С юридической точки зрения, они (США) имеют на это право, но… когда то, как ведется расследование подобных инцидентов, подпитывает превалирующие настроения в отношении базы (то, что США ведут себя, как оккупант), инциденты эти становятся политическими символами, способными настроить общественность против присутствия базы и даже нанести ущерб отношениям в будущем", - считает Кули.

Общественность молчать не стала. Одна молодежная группа, именуемая "Жон эле", 7 мая провела пеший ход против американской военной базы. Как заявили организаторы акции, их цель – привлечение внимания общественности к угрозе безопасности Киргизии, порождаемой американской военной базой.

"Падение самолёта-топливозаправщика американской военной базы – это ещё одно доказательство, что военным самолётам нет места рядом с гражданскими в международном аэропорту. Несчастный случай с самолётом-танкером не привел к гибели местных жителей, но ещё предстоит оценить экологический ущерб, нанесённый нашей стране. Если бы многотонный самолёт-заправщик с керосином упал в городе или взорвался в аэропорту, что бы произошло?", - спрашивают члены движения.

Между тем киргизский общественный деятель Токтайым Уметалиева высказала мнение, что крушение самолета КС-135 Центра транзитных перевозок США "Манас" - это спланированная диверсия со стороны тех, кто хочет развернуть международный конфликт через Киргизию.

"То, что останки третьего члена экипажа и черные ящики до сих пор не найдены, вызывает подозрение. Тем более, самолет взорвался на границе Киргизии и Казахстана. Кроме того, Царнаевых хотят привязать к нашим государствам. Думаю, это спланированная диверсия со стороны тех, кто хочет развернуть международный конфликт через Киргизию" , — отметила Уметалиева.

По ее словам, киргизская сторона не должна нести ответственность за данный инцидент. Она считает, что министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов не имеет ни юридического, ни другого права председательствовать в правительственной комиссии, организованной для рассмотрения причин авиакатастрофы.

"Учитывая международные вопросы в целях внутренней безопасности и безопасности внешних уровней, председательствовать в комиссии должен глава Государственного комитета национальной безопасности или, в крайнем случае, министр внутренних дел. Минтранс и Кыргызаэронавигация не могут принимать участия в силу заинтересованности, потому что они находятся в договорных отношениях с Транзитным центром и являются партнерами. Министр должен отозвать свою кандидатуру. В силу обострения внешней обстановки необходимо отойти от амбиций и поставить вопрос безопасности страны на первое место", — заключила Уметалиева.

Киргизский политический обозреватель Кирилл Степанюкакцентирует внимание на том, что Вашингтон может объявить Киргизию страной необузданного терроризма и ввести в республику свои войска.

"Нельзя забывать, что Центральная Азия для США стратегически важный регион, а сейчас ребром стоит вопрос о выводе из Киргизии американкой военной базы, той самой, с которой взлетал разбившийся самолет", - заявляет эксперт.

Специалист напоминает, что в первые минуты после падения самолета поступала противоречивая информация по поводу того, что на место крушения топливозаправщика, не подпускали ни бригады МЧС, ни сотрудников милиции и даже скорой помощи. К месту падения самолета были оперативно переброшены американские военные, которые попытались закрыть очевидцам доступ к обломкам борта, однако добиться поставленных целей им не удалось:

"Территория была оцеплена американскими военными. То, что американцы прибыли на место крушения первыми сомнений не вызывает, и если им было необходимо что-то скрыть или замести следы, они это сделали", - резюмирует Степанюк.

Стоит отметить, что киргизской общественности осталось сравнительно не долго терпеть присутствие американских военных на базе "Манас". Официальный Бишкек начал подготовку к выводу военного контингента США из республики.

"Киргизская сторона до конца текущего года подготовит все документы о денонсации соглашения по размещению американских военных объектов на территории КР", - заявил сегодня на заседании парламентского комитета по международным делам министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев.

По его словам, американские военные должны покинуть Киргизию до середины 2014 года.

"Представителям Центра транзитных перевозок будет направлено соответствующее извещение за 180 дней до окончания соглашения, как того требуют договоренности", - отметил Абдылдаев.

Еще в 2010 году власти Киргизии заявили, что не станут продлевать с США соглашение после его окончания в 2014 году. На встрече с заместителем госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Робертом Блейком в январе этого года президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подтвердил, что с 2014 года в аэропорту "Манас" не должно быть военной составляющей.

На сегодняшний день ЦТП является основным транспортным и логистическим узлом для перевозки грузов и переброски сил антитеррористической коалиции в Афганистан. По официальным данным, в транзитном центре дислоцированы около 1500 американских военных и гражданских сотрудников участвующих в операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане. Самолеты-топливозаправщики базы осуществляют около 30% всех дозаправок в воздухе коалиционных сил.

211

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 990x90px bottom