Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 28.03 92.59 0.0174
EUR 28.03 100.27 -0.1417
Архив номеров

«Дорожную карту» можно отнести к более удачным программным проектам

00:00 18.01.2013

Аза МИГРАНЯН, ведущий эксперт Института стран СНГ, доктор экономических наук.

Экономические итоги 2012 года в Киргизии (КР) оказались далеки от заявленных показателей роста, которые прогнозировались во многообещающих концепциях преодоления экономического спада. В результате на свет появился очередной стратегический документ, так называемая «Дорожная карта», в котором обозначены основные направления возможного развития страны в ближайшие пять лет.

Согласно «Дорожной карте», предполагаются среднегодовые темпы роста ВВП от семи и инфляции не более семи процентов, уровень дефицита бюджета не более пяти и уровень государственного долга к ВВП около 40 процентов. Перечисленные прогнозные параметры планируется достичь за счет наращивания гидроэнергетического потенциала, вовлечения в горнорудную промышленность большего объема инвестиций, развития сельского хозяйства и конкурентной среды в финансовом секторе, выведения республики из транспортного тупика.

По сути, основные параметры Стратегии устойчивого развития КР в части преобразования экономики включили в себя практически все существующие потенциальные возможности экономического роста. И в этом данная стратегия похожа на все предыдущие программные документы, с одним, но значимым отличием: в стратегии прослеживаются обоснованность и реалистичность анализа состояния экономической базы, критичность и комплексность подхода при формировании направлений и векторов развития. Именно осознание разработчиками карты степени тяжести экономического спада позволило им детально подойти к формированию концепции комплексного развития страны.

Новизной отличаются положения документа по стимулированию экономического роста в республике – через изменение распределения налогового бремени, для чего планируется снижение ставок налогов и расширение налоговой базы, что, по мнению авторов стратегии, должно способствовать выведению из тени частного бизнеса. Кроме того, предусматривается переход на администрирование прямых налогов и уменьшение доли косвенных налогов, что, наконец, можно отнести к проявлению элементов социально ориентированного рыночного государства. Потому что упор на косвенные налоги увеличивает налоговое давление на конечных потребителей, тем самым снижая уровень их платежеспособности, а вместе с ним и уровень благосостояния населения страны.

В области инвестиционной политики планируется формирование и развитие институтов мобилизации финансовых средств (Банка развития и инвестиционных фондов), что при грамотном менеджменте может привести к росту эффективности использования инвестиционных средств.

Абсолютно правильно отмечены недостатки развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в Киргизии: преобладание торгово-посреднического характера в МСБ, отсутствие технологичных и конкурентоспособных структур, способных привлечь инвесторов, низкая эффективность данной сферы деятельности. Тем не менее, в «Дорожной карте», как и в предыдущих программных документах, отмечены лишь параметры развития привлекательности бизнес-среды, к примеру, сокращение бюрократических барьеров, что в целом может способствовать росту МСБ, но никак не будет стимулировать его переориентацию на производство, то есть, на более сложные и технологичные виды деятельности. Это свидетельствует об отсутствии механизмов государственного регулирования более сложных экономических процессов, связанных с развитием инновационного и конкурентного потенциала малого и среднего бизнеса. Следовательно, ожидание бурного роста МСБ не в полной мере обоснованно.

В программе поставлена задача повышения рентабельности государственной собственности. К положительным моментам можно отнести относительно реалистичную оценку причин низкой эффективности ее использования, но программных мер и направлений по реализации поставленной задачи в документе нет. Остается надеяться, что детализация механизма достижения целей по совершенствованию системы менеджмента госсобственности не заставит себя долго ждать.

Достаточно продуманы цели и последовательность их приоритетов в области развития банковского сектора. Концепция создания финансовой основы для «длинных денег» отличается конкретностью, что вселяет некоторый оптимизм. Однако настораживает тот факт, что в качестве базы для «длинных денег» рассматриваются в основном внешние источники финансирования и полное отсутствие механизма обеспечения их окупаемости со стороны государства и финансовых структур. Но при этом получение «длинных денег» из внешних источников будет способствовать росту долговой нагрузки на республику. Для полноты в «Дорожную карту» стоило бы включить условия и принципы контроля над освоением этих средств во избежание подпитки коррупционной составляющей, борьба с которой выставлена в документе в качестве приоритета.

В документе уделяется достаточно внимания развитию страхового рынка, что могло бы способствовать росту инвестиционной привлекательности республики. Прописаны основные положения по формированию правовых основ функционирования данной сферы финансовой деятельности. Но при этом отмеченные стратегические направления требуют конкретного наполнения и большего финансово-экономического обоснования. В таком же общем ключе прописаны основные стратегические положения развития неправительственных пенсионных фондов и рынка ценных бумаг, которые могли бы стать реальным источником «длинных денег» за счет внутренних финансовых резервов. Хотелось бы видеть более детальную программу развития столь значимых отраслей финансового сектора.

Отраслевой анализ экономики отличается несравнимо большей реалистичностью и критическим подходом, чем это наблюдалось в предшествующих программных документах руководства Киргизии. Конкретика формулировок обеспечивает прагматичность. Это позволяет перейти к концентрации инвестиций в рамках национальных проектов. Среди основных программ инвестирования традиционно выделяется сельское хозяйство, электроэнергетика и новое направление – формирование и развитие производственно-логистических комплексов на базе действующих оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу» в целях их встраивания в Таможенный союз.

В целом же новую «Дорожную карту» можно отнести к более удачным программным проектам за последнее время.

«Российская газета».

231

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 990x90px bottom