Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 23.11 | 102.58 | 1.8963 |
▲ | EUR | 23.11 | 107.43 | 1.349 |
– История этих семинаров берет начало с 2004–2007 годов, когда работал проект ЮНЕСКО «Сохранение средневековых городищ Невакет – Красная речка, Суяб – Ак-Бешим, Баласагун – Бурана в верховьях Чуйской долины». Он финансировался Японией и позволил заложить основы современного научного документирования этих памятников, апробацию некоторых перспективных методов консервации археологических объектов, а главное, – наши специалисты уже тогда имели возможность принять непосредственное участие в этом процессе, что, несомненно, сказалось на их профессиональном уровне. Поэтому в мае 2009 года в Алмате на встрече представителей стран-участниц серийной транснациональной номинации ЮНЕСКО «Памятники Великого шелкового пути» был предложен новый проект, где представитель МИДа Японии официально заявил о намерении оказать финансовую помощь для документирования памятников Великого шелкового пути ВШП всем странам Центральной Азии. Японское правительство совместно с ЮНЕСКО организовало оценочную миссию, открытие которой состоялось в Бишкеке 15 января 2010 года. Во время миссии были проведены консультации с представителями Министерства иностранных дел и Министерства культуры, Национального комитета КР по делам ЮНЕСКО и нашим институтом по отбору наиболее значимых объектов Великого шелкового пути для внесения их во всемирный список ЮНЕСКО. Также было принято решение о создании Центра документации при Институте истории и культурного наследия НАН КР. Продиктовано это тем, что именно в нашем институте работают специалисты, уже имеющие опыт работы по составлению документации по тому стандарту, который необходим для подготовки номинационного досье.
Позиция представителей Японии была однозначной: помощь должна быть направлена на документирование памятников ВШП чуйских городищ. В июне 2011 года состоялось подписание Договора о сотрудничестве между Институтом истории и культурного наследия НАН КР и Национальным институтом по исследованию культурных ценностей Токио (Япония) по изучению и сохранению культурного наследия Кыргызстана до 2015 года. Для успешной реализации проекта в 2012 года через ЮНЕСКО (офис в Алматы) ими был представлен грант на оборудование и проведение ряда учебных семинаров для молодых специалистов Центральноазиатского региона на городищах «Кен-Булун» и «Ак-Бешим». Главная цель – научить молодых археологов раскапывать и уметь фиксировать обнаруженные в ходе полевых работ материалы, что в дальнейшем позволит исследователям ввести в научный оборот ценную информацию, а музеям получить хороший материал для экспозиции.
Мы решили рассказать читателям о городищах, которые представляют историческую ценность не только для Кыргызстана, но всего мира.
О чем рассказывают городища?
Истоки оседлой культуры в Чуйской долине уходят в позднюю сако-усуньскую и кангюйскую среду. По данным археологии, в раннее Средневековье – VI–VIII вв. – здесь возникает целая серия поселений раннетюркских каганатов. К XI веку они перерастают в крупные города субцентры, которые опоясывались одним или двумя кольцами «длинных стен», достигающих в периметре от 5 и более 8 километров. Они-то и определяли границу города. Архелоги обнаружили в Чуйской долине более 20 городищ, которые располагались на расстоянии 15–20 км друг от друга. Такая скученность населенных пунктов объяснялась тем, что по долине проходила одна из ветвей Великого шелкового пути. Вокруг этих суб-центров группировались более мелкие поселения – поселения II группы с не менее мощными укреплениями, чем у крупных городищ. Видимо, поселения II группы выполняли другие функции: они вполне могли быть передовыми крепостями, караван-сараями, храмово-монастырскими комплексами. Были поселения III группы на выходах из ущелий. Иногда в одном ущелье концентрировалось по два-три городища. Археологи предполагают, что они выполняли роль крепостей, контролирующих горные проходы, а также охраняли истоки водоотводных и водораспределительных систем.
«В настоящее время наиболее обстоятельно изучены городища «Красная речка», «Ак-Бешим» и «Бурана» – это руины средневековых исторических городов Невакет, Суяб и Баласагун.
Городище «Красная речка» – по согдийским источникам – средневековый Невакет, а по китайским хроникам – Синьчен, находится в 35 км от Бишкека. Относится он к одному из ранних крупных городов Чуйской долины. Непродолжительное время в первой половине VIII в. здесь располагалась резиденция тюргешского кагана. Датируется памятник VI – началом ХIII в.
Городище «Ак-Бешим» – тюркское название города Орду, или Суяб. Археологи и историки считают, что это столица западных тюрок, тюргешей и карлуков и относят городище к VI–XI векам. В VIII в. (648-719 гг.) здесь располагался гарнизон Танского Китая. Связан он был и с тибетцами во время краткого их возвышения на Тянь-Шане (680-709 гг.). В середине X в. после перемещения столичного центра караханидов на территорию городища «Бурана» (Баласагун), расположенного в шести км от «Ак-Бешима» жизнь продолжалась на ограниченной территории. Городище «Ак-Бешим» находится в 10 км к юго-западу от современного города Токмок.
Башня «Бурана». Караханиды испокон веков жили на Тянь-Шане, но только во второй половине X в. им удалось завоевать огромную территорию Центральной Азии и Казахстана. С середины Х в. до 30-годов ХII в. Баласагун был столицей караханидов – первой тюркской династии, официально принявшей ислам. В период правления караханидов быстро росли новые города и поселения, преображались крупные города, в Баласагуне возводили мусульманские мечети Башня «Бурана», многочисленные мавзолеи и другие здания, обнаруженные в результате археологических раскопок, были свидетелями этого периода расцвета. Бурана – средневековый Баласагун (Куз-Орду, Куз-Улуш), расположен в 14 км южнее города Токмок. С 30-х годов ХII до начала XIII в. – империя караханидов становится империей Западного Ляо (кара-киданей или кара-китаев), а с 1211 по 1218 гг. – найманов. При монголах, в начале ХIII в., город получил название Гобалык и просуществовал до ХIV в. В XV в. ханство пришло в упадок, люди покинули города, сооружения обветшали и разрушились. Башня «Бурана» расположена в 7 километрах от города Токмок. Это минарет XI в., одно из первых построений подобного типа в Средней Азии. Первоначальная высота минарета составляла 45 метров. Сегодня высота башни составляет лишь 24,6 метра. Башня была частично разрушена во время землетрясения в XV веке.
«Красная речка» и «Ак-Бешим» имеют центральную часть, а «Бурана», формировавшаяся в иных историко-культурных условиях, не имеет цитадели. Ее отличают небольшие размеры. Все три города сыграли ощутимую роль в истории, политике и культуре Центральноазиатского региона.
Города Чуйской долины сложились в результате взаимодействия и взаимовлияния двух разных хозяйственных типов – кочевого и оседло-земледельческого. Сюда из Согда шли значительные потоки переселенцев, преимущественно которыми были населены раннесредневековые чуйские города.
С Х в., когда среди городского населения увеличивается доля перешедших к оседлости кочевников, наблюдается достаточно органичное сочетание элементов кочевого уклада и городского образа жизни.
В первую очередь, это престижные товары, причем не только китайского производства, но и согдийского, парадные керамические изделия высокого качества из Ирана, фаянс, фарфор из Китая, художественная керамика из западных и центральных областей Центральной Азии; металлические предметы, в их числе сосуды из серебра из Согд, особо многочисленны изделия из бронзы, среди которых зеркала нескольких типов из Китая, а также афиксированы стеклянные и костяные изделия, в частности, интересны бусы из античного Египта и несколько шахматных фигурок, найденных на городище «Шиш-Тобе» (исторический Нузкет) в Чуйской долине.
Жители городов Чуйской долины не только ввозили товары, но и вывозили их. Ассортимент состоял как из изготовляемых горожанами изделий, так и из тех, которые поставлялись кочевой округой. В VII в. Была известна большая ярмарка в Суябе. В числе самых популярных товаров были кошма и войлок, металлические сосуды, предметы вооружения, отборные скакуны, верблюды, мулы и ослы, и многое-многое другое.
И, наконец, прямое отношение к Баласагуну «Буране» имеет информация автора XVI в. Мухаммеда Хайдера, говорящего о руинах города в стране Джу (Чу), среди которых был минарет, одно медресе и несколько купольных построек. Упоминает он и надгробную надпись с упоминанием нисбы «Баласагуни», датируемой 1311-1312 гг. По его словам, по самой высокой сохранившейся постройке – минарету – местное население называло данное место Мунара, (впоследствии трансформировавшееся в Бурану).
На «Красной речке» следы раскопок конца 30-60-х – 80-х годов прошлого века в основном устранены. Изыскания последнего десятилетия продолжались только на Втором буддийском храме и некрополе, а также частично на цитадели и на престижном здании караханидского времени к югу от Шахристана. В рамках проекта ЮНЕСКО проведены работы по их сохранению. В последние годы изыскания ведутся только на Третьем буддийском храме и некоторых аварийных участках, которые сразу сопровождаются консервационными работами. Принимаются активные меры совместно с местными властями и сообществом по практической реализации постановления Министерства культуры об организации на «Краской речке» археологического парка «Невакет».
За физическое состояние «Ак-Бешима», на котором отсутствует специальная структура, функции защиты памятника возложены на местную сельскую управу. Позитивным фактором в сохранении памятника может стать местный музей, решение о строительстве которого было принято Министерством культуры весной 2009 г. Следы раскопов середины прошлого века на этом городище также удалены и незаметны на поверхности: архитектурные руины, вскрытые в конце 90-х годов, присыпаны с использованием геотекстиля.
Все три номинированных объекта – Невакет («Красная речка»), Суяб («Ак-Бешим») и Баласагун («Бурана») относятся к числу самых крупных средневековых памятников долины и занимают значительную часть территории – более 95 га.
В настоящее время исследованию именно этих трех городов – Невакета, Суяба и Баласагуна – уделяется огромное внимание, потому что в компонентах градостроительства и фортификации, в элементах благоустройства, образцах культовой, жилой, производственной архитектуры, в различных видах декоративно-прикладного искусства, в памятниках эпиграфики, в разных типах погребений на некрополях, в культовых артефактах и массовых бытовых предметах, нумизматических коллекциях и т.д. этих городищ возможно решение экономического подъема путем привлечения туристов.
Оставить сообщение: